Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/320"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
видом душ умерших или мировых тварей желали почитаться
в качестве богов, надменно услаждались якобы божескими
почестями, а на деле — вещами преступными и гнусными,
не допуская обращения человеческих душ к истинному
Богу. От их зверского и нечестивого господства человек
освобождается, когда начинает веровать jp Того, Который
для восстановления падшего явил пример такого же уничи-
жения, с какою гордостью они пали.
Так явились те боги, о которых мы говорили, равно
как и другие боги других народов и в других странах.
Как ни старался Варрон сопоставить их культы с естес-
твенными законами, чтобы как-то облагородить этим пос-
тыдные вещи, он был не в состоянии придумать, каким
образом согласовать их друг с другом, ибо причины
упомянутых культов были отнюдь не те, что он думал
или хотел думать. Если бы дело обстояло именно так, то
хотя бы это и не имело отношения к истинному Богу и
жизни вечной, но наличие каких бы то ни было естест-
венных причин некоторым образом извиняло бы странности
культов, выраженные в виде какого-нибудь безобразия или
глупости. Это и побуждало Варрона таким образом пытаться
объяснять некоторые театральные басни и мистерии капищ.
Правда, он не оправдал театров подражанием капищам, а
скорее осудил капища за подражание театрам; однако,
указав в своем роде естественные причины явления, он
на некоторое время успокоил чувства, возмущенные при-
водящими в ужас вещами.
Глава XXXIV
Но затем выяснилось, что они, как сообщает тот же
ученейший муж, не смогли равнодушно принять причи-
ны культов, изложенные в книгах Нумы Помпилия, и не
сочли возможным не только довести их до сведения наро-
да, но даже тайно их сохранить. Итак, у того же Варрона
в книге, посвященной культам богов, читаем следующее:
"Некто Теренций имел землю у подошвы Яникула. Его
пахарь, проходя плугом подле могилы Нумы Помпилия,
318