Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/318"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ные, но и второстепенные; Который указывает направления
небесным и земным путям; Который человеческому разуму,
Им сотворенному, сообщил знание различных наук; Ко-
торый установил брак мужа и жены для продолжения
человеческого рода.
Все это остроумнейший и ученейший *аррон на осно-
вании невесть каких физических толкований, откуда-то
вычитанных или придуманных им самим, старается расп-
ределить между избранными богами. Но все это делает и
всем управляет единый истинный Бог, причем именно как
Бог, т. е. вездеприсущий, не ограниченный каким-либо
пространством, не связанный какими-либо узами, не раз-
деленный ни на какие части, ни в чем не изменяющийся
и наполняющий небо и землю присутствием Своего мо-
гущества и полнотой Своей природы. Всем, что сотворил,
Он управляет так, что оно и само, с Его ведома и
изволения, совершает и исполняет свои собственные движе-
ния. Ибо хотя без Него ничего не может быть, однако
же сотворенное — это не то, что Он. Многое совершает
Он и через ангелов, но блаженными делает их только от
Себя самого. Равным образом, хотя по некоторым причи-
нам Он и посылает ангелов к людям, но делает блажен-
ными людей не через ангелов, а от Себя самого. От этого
единого истинного Бога мы и ожидаем будущей жизни.
Глава XXXI
Кроме такого рода благодеяний, которые Бог щедро
ниспосылает добродетельным и порочным людям в силу
упомянутого нами управления природой, мы имеем от
Него великое знамение великой Его любви собственно к
добродетельным людям. Мы решительно не в состоянии
возблагодарить Его должным образом и за те благодеяния,
что существуем, живем, видим небо и землю и имеем
разум, с помощью которого обретаем Его самого, сот-
ворившего все это. Но какое сердце, какой язык в со-
стоянии надлежащим образом возблагодарить Его за то,
что Он не оставил нас, отягченных и обремененных
316