Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XXIX
В сущности все, что они якобы на основании физичес-
ких законов из теологии этих богов относят к миру, все
это, нисколько не оскорбляя благочестивого чувства, мы
можем отнести к истинному Богу, создавшему мир, Творцу
души и тела, следующим образом. Мы почитаем Бога, но
не небо и землю, из коих состоит мир, и не душу или
души, разлитые по всем живым существам; Бога, сот-
ворившего небо и землю и все, что на них находится,
создавшего не только живые души, но и их чувства и
разум.
Глава XXX
Проследим в общих чертах те дела единого Бога, из-за
которых они измыслили себе многих и ложных богов,
стараясь благовидно истолковать свои сквернейшие и прес-
тупные таинства. Мы чтим Бога, Который установил для
созданных Им тварей начала и цели их бытия; Который
содержит, знает и располагает причины вещей; Который
сотворил силу семян, дал живым существам, коим захотел,
разумную душу, называемую духом, даровал способность
речи, сообщил некоторым духам дар предсказания буду-
щего, хотя порой и Сам предрекает будущее и исцеляет
болезни, через кого Ему угодно; Который распоряжается
началом, течением и завершением войн, когда ими над-
лежит исправлять и очищать человеческий род; Который
для растворения беспредельной природы сотворил все-
сжигающий огонь и управляет им; Который есть Творец
и Правитель всех вод; Который создал солнце, светлейшее
из всех телесных светил, и дал ему соответствующее
движение и силу; Который простирает Свою власть и
владычество и на саму преисподнюю; Который определил
семена и пищу смертным животным соответственно их
природе; Который полагает основание земле и делает ее
плодородной, щедро раздавая ее плоды животным и людям;
Который знает и упорядочивает причины не только глав-
315