Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/310"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
говорит он, — возможно, что та же самая вещь и одна,
и заключает в себе нечто многое". Согласен, что в одном
человеке есть нечто многое, но разве поэтому — и многие
люди? Равно и в одной богине может быть нечто многое,
но разве поэтому она же — многие богини? Впрочем,
пусть делают, что хотят: разделяют, соединяют, умножают,
делят и перепутывают.
Итак, вот они, эти знаменитые мистерии Теллуры и
Великой Матери: в них все имеет отношение к смертным
семенам и к обработке земли. Неужели же относящиеся
к этому предмету и имеющие подобный смысл вещи, как
то: тимпан, башни, галлы, бессмысленное кривляние, звон
цимбалов и дрессировка львов обещают кому-нибудь веч-
ную жизнь? Неужели оскопленные галлы прислуживают
этой богине в знак того, что те, которые не имеют семени,
должны служить земле? Не само ли это служение лишает
их семени? Ведь не приобретают же, действительно, семя
служением этой богине не имеющие его, но лишаются
вследствие этого ей служения семени те, которые его име-
ют. И не замечают, какую силу набрали злые демоны,
когда, не смея обещать ничего великого, были в состоянии
потребовать такой жестокости! Если бы земля не считалась
богиней, люди возделывали бы ее, чтобы от нее получать
семена, а не зверствовали бы над самими собой, чтобы
ради нее терять свое семя. Если бы ее не считали богиней,
она делалась бы плодородной благодаря чужим рукам, а
не принуждала бы человека делать себя бесплодным своими
собственными руками.
Когда в культе Либера почтенная матрона возлагает
венок на мужский половой орган на глазах всего народа,
в присутствии, быть может, краснеющего от стыда (если
только в этих людях есть хоть капля стыда) мужа; когда
в брачных церемониях новобрачной приказывают сесть на
ствол Приапа: то эти вещи гораздо терпимее и легче по
сравнению с этой зверской мерзостью или мерзким звер-
ством, которым тот и другой пол одурачивается демонскими
ухищрениями так, что вследствие добровольного увечья
делается ни тем, ни другим. Там боятся влияния дурного
глаза на поля; здесь не боятся отрубать свои члены. Там
308