Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/309"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
этим. И сам Варрон, как бы устыдившись этой толпы,
утверждает, что богиня Теллура одна. "Она же, — замечает
он, — называется Великою Матерью: тимпан, который
она имеет, означает земной шар, башня на голове —
города, седалища вокруг нее — то, что хотя все вокруг
движется, но сама она неподвижна. Галлов ставят для
служения ей в знак того, что те, которые не имеют семени,
должны служить земле, потому что в ней находится все.
А что пред нею кривляются, этим, — говорит он, —
дается понять, что возделывающие ее не должны быть
праздными: ибо им всегда есть что делать. Звон цимбалов,
гром железных орудий, рукоплесканий и всяческая трес-
котня показывают, что бывает при возделывании земли;
медь предпочитается потому, что древние возделывали зем-
лю медью, прежде чем изобретено было железо. Присоеди-
няют к тому же, — продолжает Варрон, — находящегося
на свободе и прирученного льва, дабы этим показать, что
нет ни одного рода земли, такого отдаленного и сурового,
которого нельзя было бы подвергнуть обработке".
Продолжая далее свою речь, он говорит: "Теллуре-матери
дали многие имена и прозвания, полагая, что она пред-
ставляет собою многих богов. Ее считают Опой потому,
что от обрабатывания (ореге) она становится лучше; назвали
Матерью потому, что весьма многое рождает; Великою
потому, что производит пищу; Прозерпиной потому, что
из нее выползают плодовые растения; Вестой потому, что
покрывается (vestiatur) травами. Таким образом, — говорит
он, — не без основания относятся к ней другие богини".
Но, спрашивается, если это — одна богиня, — хотя на
самом деле она даже и не богиня, — то зачем почитают
многих? Ведь все это — многие имена одной богини, а
не столько богинь, сколько имен. Но гнетом лежит авто-
ритет заблуждавшихся предков и в самом же Варроне
вызывает опасения тотчас же вслед за высказанным мне-
нием. Оговариваясь, он замечает: "Этому не противоречит
то мнение предков об этих богинях, по которому они
представляли их многими". Каким же образом не проти-
воречит, когда одно дело, если одна богиня имеет много
имен, и совсем иное — если богинь много? "Но, —
307