Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/308"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
две указанные части и на двух богов, так что невозможно
понять, что такое будет она, третья, и где будет находиться.
Уж не скажет ли кто-нибудь, что эти боги, Орк и
Прозерпина, взятые вместе, составляют одну Теллуру, и
что, следовательно, есть не три бога, но или один, или
два? Однако, они называются тремя, тремя считаются и
почитаются каждый своими особыми алтарями, капищами,
культами, жрецами; и следовательно, тремя особыми де-
монскими чарами, оскверняющими развращенную душу.
Пусть скажут еще, какую часть земли проникает часть
мирового духа, чтобы дать бытие богу Теллумону? Никакой,
говорит Варрон, но одна и та же земля имеет двоякую
рождающую силу — мужскую, производящую семена, и
женскую, принимающую их и питающую: от женской силы
она называется Теллурой, а от мужской — Теллумоном.
Зачем же в таком случае понтифики, как он же сам и
показывает, прибавив еще двух других, предоставляют это
божественное дело четырем богам: Теллуре, Теллумону,
Альтору и Рузору? О Теллуре и Теллумоне уже сказано,
но почему еще и Альтору? Потому что, говорит он, все,
что рождается — питается (aluntor). А почему Рузору?
Потому что, говорит, все возвращается снова (rursus) к
тому же самому.
Глава XXIV
Но ради этой четверной силы земля должна была бы
иметь и четыре прозвания, а не представлять собою четырех
богов, подобно тому, как один Юпитер и одна Юнона
имеют каждый многие прозвания. Под этими прозваниями
разумеется многоразличная сила, относящаяся к одному
богу или одной богине; но множество их не представляет
собою множества богов. Как бывает это временами и с
самыми презренными женщинами, когда они тяготятся
толпою тех, к которым влечет их похоть, так и душа,
сделавшаяся презренной и поруганной нечистыми духами,
хотя чаще всего и находит удовольствие в умножении
богов, которыми она оскверняется, но иногда и тяготится
306