Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/307"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
небесных светил, эти светила делаются богами, когда
проникает в землю, земля является богиней Теллурой, а
когда — в море и океан, они становятся богом Нептуном.
Но пусть он вернется назад из области этой теологии,
которую считает естественной и куда он уклонился как
бы для отдыха, будучи утомлен разного рода увертками и
околичностями. Пусть, говорю, он вернется назад к тео-
логии гражданской: я пока на ней останавливаю свое вни-
мание, еще о ней говорю. Я не распространяюсь пока о
том, что если в неодушевленном мире земля и камни
похожи на наши ногти и кости, то они, как и эти пос-
ледние, не имеют разумности, как не имеют и чувства;
или что если наши кости и ногти потому имеют-де
разумность, что они в человеке, который обладает разум-
ностью, то называющий землю и камни мировыми богами
настолько же глуп, насколько глуп и тот, кто наши кости
и ногти назвал бы людьми. Об этом предмете нам следует
вести речь скорее с философами; в данном же случае я
хочу говорить с политиком. Ибо весьма возможно, что
хотя он и старался исподволь перейти в область естест-
венной теологии, как в своего рода область свободы,
однако, занятый написанием книги об избранных богах,
он не терял из виду и эту тему; и вышеизложенное
высказал с тою целью, чтобы не показалось, будто его
предки или другие государства почитали Теллуру и Нептуна
напрасно.
Итак, спрашиваю: если земля одна, то почему часть
мировой души, проникающая землю, не представляет собою
также одну богиню, которую они называют Теллурой? Ес-
ли же она представляет собою одну богиню, то где в
таком случае будет Орк, брат Юпитера и Нептуна, кото-
рого называют еще Дитисом-отцом? Где будет его супруга
Прозерпина, которая согласно другому, в той же самой
книге изложенному мнению, представляет собою не пло-
дородие земли, а низшую ее часть? Если же скажут, что
часть мировой души, когда она проникает верхнюю часть
земли, представляет собою бога Дитиса-отца, а когда
низшую — богиню Прозерпину, то что же будет тогда
Теллура? Ведь все то, что она сама и есть, делится на
305