Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
она прогнала своего мужа с поверхности моря, что рас-
сердилась на него за то, что он взял себе в любовницы
Венилию?
Глава XXIII
Земля, конечно, одна и та же, хотя мы и видим ее
наполненной свойственными ей животными: зачем же ее,
это великое тело и низшую часть мировых стихий, они
считают богиней? Разве потому, что она плодородна? Но
почему же в таком случае не считаются богами сами люди,
которые делают землю более плодородной благодаря культи-
вированию, т. е. когда ее пашут, а не когда ей молятся?
Но, говорят они, богиней ее делает часть мировой души,
которая ее проникает. Да разве бытие души в людях не
более очевидно, разве возможно относительно этого пред-
мета какое-нибудь сомнение? А между тем, люди не
считаются богами; и что всего прискорбнее, в силу стран-
ного и жалкого заблуждения покорно почитают и богот-
ворят тех, кто не только не боги, но и кого они сами
же лучше.
Тот же самый Варрон в книге об избранных богах
утверждает, что во всей и всякой природе существует три
уровня души. Первый проникает все вообще живые части
тела, но имеет не чувство, а только лишь оживляющую
силу; так, в нашем теле эта сила, говорит, распространена
в костях, ногтях, волосах; в неодушевленном мире без
чувства питаются, растут и в своем роде живут деревья.
Второй уровень души — тот, в котором есть чувство: эта
сила существует в глазах, ушах, носе, устах, осязании.
Третий уровень души — самый высший, называемый
духом, в котором преобладает разумность: эту часть мировой
души он называет богом, а в нас — гением. В неоду-
шевленном мире камни и видимая нами земля, в которых
чувство не проявляется, суть как бы кости и ногти божества.
Солнце же, луна и звезды, которые мы чувствуем и
которыми он сам чувствует, суть его чувства. Наконец,
эфир — дух божества: от его силы, когда она достигает
304