Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XXI
А до какой мерзости дошел культ Либера, которому
они усвояют власть над жидкими семенами, а потому не
только над жидкостями плодов, между которыми своего
рода первое место занимает вино, но *и над семенем
животных, — об этом не стоило бы говорить по причине
продолжительности речи; но стоит ввиду их горделивой
тупости. Впрочем, я все-таки вынужден кое-что опустить,
так как всего слишком много. Он говорит, что на перек-
рестках Италии некоторые частности культа Либера совер-
шаются с такою отвратительною свободой, что в честь его
почитается срамной мужской член, — почитается не с
сохранением сколько-нибудь стыдливой тайны, а с откры-
тым и восторженным непотребством. Так, этот гнусный
член, положенный в тележки, в дни праздника Либера с
великим почетом вывозится сначала в деревнях на перек-
рестки, а затем ввозится и в город. В городке же Лавинии
Либеру посвящен был целый месяц, в продолжение ко-
торого у всех на языке были похабнейшие слова, пока
этот член не провозили через площадь и не прятали в
своем месте. На этот почтенный член почтеннейшая из
матрон должна была открыто возложить корону! Так,
изволите ли видеть, должен был умилостивляться бог Ли-
бер ради урожая; так должна была удаляться язва от полей:
нужно было принудить благородную женщину сделать
публично такое, чего не позволила бы себе сделать в
театре и блудница, если бы зрительницами были благо-
родные женщины. Стало быть, одного Сатурна считалось
недостаточным для семян, если нечистая душа имела
возможность изобрести многих богов, и отвратившись
вследствие нечистоты от единого Бога и через многих
богов развратившись жадностью к еще большей нечистоте,
называла эти святотатства священнодействиями и отдавала
себя на поругание и осквернение толпе мерзких демонов.
302