Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/302"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
землею, а не семенем: ибо земля в некотором смысле
пожирает то, что она рождает, когда рождающиеся из нее
семена опять возвращаются в нее же. Да и то, что Сатурн,
как говорят, за Юпитера принял глыбу земли, какое это
имеет отношение к тому, что люди собственноручно при-
крывали семя землею? Разве то семя, которое прикрывалось
землею, не пожиралось подобно остальному? Ведь дело
представляется так, будто человек, накладывавший на семя
землю, выкрадывал семя, подобно тому, как выкраден был
Юпитер у Сатурна, когда ему подложена была глыба земли;
а между тем, покрывая семя землею, он делает это скорее
для того, чтобы семя вернее было пожрано. Кроме того,
Юпитер в таком случае представляет собою семя, а не
причину, как говорилось несколько выше. Но что делать
людям, которые, растолковывая глупые вещи, не могут
найти, что сказать умного?
Сатурн, говорит Варрон, имеет серп в знак земледелия.
Но ведь в его царствование еще не было земледелия, и
времена этого царствования, как он сам же толкует эти
самые басни, потому представляются более ранними, что
первобытные люди питались теми семенами, которые зем-
ля рождала сама собою? Разве что, потеряв скипетр, он
потому получил серп, что, будучи в прежнее время неде-
ятельным царем, в царствование сына сделался трудо-
любивым работником? Затем, некоторые, говорит, потому
приносили ему в жертву детей (например, пунны и даже
некоторые из предков, равно как и галлы), что самое
лучшее из всех семян есть человеческое рождение. Нужно
ли распространяться об этой суетности, соединенной со
зверской жестокостью? Лучше обратить внимание на то,
что подобные толкования относятся не к истинному Богу
— живой, бестелесной и непреложной природе, от которой
надлежит чаять вечной блаженной жизни, а вращаются в
пределах вещей телесных, временных, изменчивых и смер-
тных.
Что же касается того, продолжает он, что Сатурн, как
рассказывается в баснях, оскопил своего отца Небо, то
это означает, что божественное семя находится не во
власти неба, а во власти Сатурна. И это, насколько можно
300