Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/301"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XVIII
Более правдоподобным его толкование будет в том
случае, если представить себе, что они были людьми и
что каждому из них, сообразно его дарованиям, нравам,
действиям и приключениям, были посвящены теми, ко-
торым вздумалось сделать их из лести богами, культы и
празднества, и что это благодаря людям, по душе похожим
на демонов и жадным до вещей смехотворных, мало-помалу
получило широкое распространение в народе при посред-
стве, с одной стороны, поэтов, приукрашавших эти вещи
ложью, с другой — прельщавших ими злых духов. Ведь
гораздо скорее могло случиться, что юноша, не питавший
сыновних чувств или опасавшийся быть убитым не питав-
шим отеческих чувств отцом, и в тоже время власто-
любивый, сверг отца с престола, чем то, о чем толкует
Варрон, т. е. будто Сатурна-отца превзошел властью Юпи-
тер-сын потому, что причина, которую усвояют Юпитеру,
существует раньше, чем семя, которым якобы заведует
Сатурн. Если бы это было так, Сатурн никогда не был
бы ни более ранним (богом), чем Юпитер, ни отцом его,
ибо причина всегда предшествует семени и никогда не
рождается из семени. Но когда пустейшие басни или
человеческие деяния стараются сделать почетными путем
естественных толкований, то и самые остроумные люди
сталкиваются с такими трудностями, что мы вынуждены
бываем сожалеть об их напрасных усилиях.
Глава XIX
О Сатурне, говорит Варрон, утверждают, что он обык-
новенно пожирает то, что от него рождается; потому что
семена возвращаются туда же, откуда рождаются. А что
ему вместо Юпитера дали сожрать глыбу земли, это
означает, говорит он, что хлебные зерна, которые начали
сеять прежде, чем открыта была польза обработки земли
плугом, люди зарывали в землю своими руками. Но в
таком случае Сатурн должен был бы называться самою
299