Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/297"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
себе богов, которые не суть и демоны, то, обращаясь с
молитвой к нечистым духам, они подпадают под власть
тех, кто не боги, а демоны. Равным образом, не придумав
и для Марса никакого элемента или части мира, где бы
он заведовал какими-нибудь действиями природы, они
назвали его богом войны, которая представляет собою
дело человеческое, причем дело нежелательное. Поэтому,
даруй Счастье вечный мир, Марсу нечего было бы делать.
Если же Марс означает саму войну, как Меркурий —
речь, то как ясно то, что он не есть бог, так же от души
желательно, чтобы не было и войны, хотя бы и ложно
называемой богом.
Глава XV
Но, может быть, эти боги суть те звезды, которые
названы у них именами этих богов? Ибо одну звезду они
называют Меркурием, другую Марсом. Но в числе их есть
и такая звезда, которую они называют Юпитером, хотя
Юпитер представляет у них весь мир; есть звезда, назы-
ваемая Сатурном, хотя Сатурну, кроме того, они при-
писывают заведовать немалой субстанцией, а именно —
субстанцией всех семян; есть самая светлая из всех звезда,
которую они называют Венерой, и, однако, ту же самую
Венеру они считают и Луною; впрочем, об этой самой
блестящей звезде спорят между собою, как о золотом
яблоке, Юнона и Венера. По словам одних Люцифер —
звезда Венеры, по словам других —звезда Юноны; впрочем,
как и всегда, победа остается за Венерой. Большая часть
из них эту звезду приписывает Венере, так что с трудом
можно найти кого-нибудь, кто думал бы иначе. Но кому
не покажется смешным, что звезда Юпитера, которого
они считают царем всех, затмевается блеском звезды Ве-
неры? Ведь его звезда должна была бы быть настолько
ярче остальных, насколько он сам могущественнее всех
прочих богов.
Темнее, говорят, его звезда кажется потому, что она
выше и гораздо дальше от земли. Но если высшее место
295