Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
они называют Юпитером. Ибо если каждый гений — бог,
а дух всякого человека — гений, то из этого следует, что
дух всякого человека — бог; если же эта нелепость
заставляет останавливаться и их самих, то остается зак-
лючить, что богом единственно и по преимуществу они
называют того гения, которого называю^ и духом мира,
т. е. Юпитера.
Глава XIV
Но как отнести Меркурия и Марса к каким-либо частям
мира или к действиям божьим, совершающимся в мировых
элементах, они не додумались; а потому приставили их к
делам человеческим в качестве управителей речью и войной.
Если Меркурий имеет власть и над речью богов, то
господствует и над самим царем богов, коль скоро по его
власти говорит или получает способность говорить Юпитер;
что, конечно же, нелепо. Если же ему приписывается
власть только над человеческой речью, то трудно поверить,
чтобы Юпитер, согласившись спускаться с неба не только
к детям, но и к животным в период кормления тех и
других молоком матери (почему и называется Румином),
не захотел принять на себя заботы о нашей речи, которою
мы превосходим животных; следовательно, Меркурий и
есть этот самый Юпитер. А если Меркурий означает саму
речь, как показывают толкования его имени, ибо Меркурий
— как бы бегающий посредник (medicurrius, mercurius) и
назван так потому, что речь между людьми перебегает от
одного к другому; поэтому по-гречески он называется
Ерцт^, так как речь или толкование, которое, конечно,
относится к речи же, называется sp^veia; поэтому же,
далее, он заведует торговыми сделками, так как между
продающими и покупающими посредницей служит речь;
крылья на его голове и ногах означают речь, быстро
несущуюся по воздуху; вестником назван он потому, что
посредством речи делаются известными все помыслы; —
итак, если Меркурий означает речь, то он и по их
собственному признанию — не бог. Но когда они делают
294