Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
денежные, но в душе они нуждаются, если жадны; равно
и не имеющие денег называются бедными, но в душе они
богаты, если мудры. Какою же, спрашивается, должна
казаться на взгляд мудреца та теология, где царь богов
носит имя такого предмета, к которому не имел пристрастия
ни один мудрец? Ведь если бы эта доктрина учила
чему-либо относящемуся к вечной жизни, в таком случае
бог, правитель мира, скорее назван был бы не от денег,
а от мудрости, любовь к которой очищает от грязи
жадности, т. е. от любви к деньгам.
Глава XIII
Но к чему распространяться более об этом Юпитере,
к которому должны быть отнесены, пожалуй, и остальные
боги, так что мнение о многих богах останется пустым
мнением, поскольку в своем лице он представляет их всех:
считать ли их его частями или силами, или же самого
его представлять силою души, разлитою, как полагают, по
всему, и от частей, из которых состоит настоящий видимый
мир, и от многоразличных управлений природой получив-
шей имена как бы многих богов?
В самом деле, что такое Сатурн? "Один, — говорит
Варрон, — из главных богов, которому принадлежит власть
над всеми родами сеяния". Но из объяснения вышеприве-
денных стихов Валерия Сорана разве не видно, что Юпитер
есть мир и что он из себя изливает все семена и в себя
же снова их принимает? Следовательно, он сам и есть
тот, которому принадлежит власть над всеми родами сеяния.
А что такое Гений? "Бог, — говорит, — который пристав-
лен к рождению всех вещей". Но кто другой, на их взгляд,
имеет такую силу, как не мир, которому, как сказано,
"Юпитер прародитель и мать"? И хотя в другом месте он
говорит, что Гений есть разумный дух каждого человека,
и, следовательно, каждый человек имеет отдельного Гения;
но ведь подобный же этому дух мира есть бог: во всяком
случае выходит, что самый универсальный, так сказать,
гений, есть именно дух мира. Значит, это и есть тот, кого
293