Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/292"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
принимает. "На этом основании, — замечает Варрон, —
Соран написал, что Юпитер и прародитель, и мать; и с
неменьшим основанием — что он один и в то же время
— все: ибо мир один, и в нем одном все".
Глава X
Итак, если и Янус — мир, и Юпитер — мир, и
каждый из них — мир: то на каком основании их двое,
Янус и Юпитер? Зачем они имеют отдельные храмы,
отдельные жертвенники, различное богослужение, непо-
хожие статуи? Если это потому, что одно значение имеют
начала, и другое — причины, и что значение первых
выражается именем Януса, а последних — Юпитера, то
когда один и тот же человек в разного рода вещах имеет
двоякую власть или двоякое искусство, разве говорят о
нем, что это — двое правителей или двое художников на
том основании, что каждая власть или искусство, взятые
отдельно, имеют различное значение? Так же точно и
единого Бога, — хотя Он же имеет в своей власти и
начала, Он же и причины, — разве непременно следует
считать двумя богами только потому, что начала и причи-
ны суть две особые вещи? Если по их мнению так следует,
то и самого Юпитера они должны считать за стольких
богов, сколько дали ему прозваний по причине разнооб-
разия его власти: потому что все вещи, от которых
заимствованы эти прозвания, вещи особые и различные.
О некоторых из этих прозваний я поговорю ниже.
Глава XI
Они назвали его Победителем, Непобедимым, Помощ-
ником, Возбудителем, Остановителем, Стоногим, Опроки-
дывателем, Подпорою, Кормильцем, Румином и многими
другими именами, которые пересчитывать было бы долго.
Эти прозвания они дали одному богу по причине разных
видов его действия и могущества, но не сочинили из него
290