Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/291"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Иовис есть душа мира так, что Янус представляет собою
его тело, т. е. представляет собою этот видимый мир?
Если они это подтвердят, то у них не будет основания
называть богом Януса; потому что по их мнению бог есть
не тело мира, а душа мира и ее части.
Тот же самый Варрон яснейшим образом говорит, что
по его мнению бог есть душа мира, а сам этот мир есть
бог, но в том смысле, что как-де человека мудрого, хотя
он состоит из души и тела, называют мудрым, принимая
в соображение только душу, так и мир называется богом
по душе, хотя состоит из души и тела. Следовательно,
тело мира само по себе не есть бог; но бог есть или
одна душа его, или тело и душа, взятые вместе, но так,
однако же, что божественность дается не телом, а душой.
Но если Янус есть мир, и Янус есть бог: то, чтобы и
Иовис мог быть богом, не станут ли они утверждать, что
последний представляет собою какую-нибудь часть Януса?
Но всеобщность они имеют обыкновение приписывать
преимущественно Юпитеру; отсюда известное выражение:
Все полно Юпитером*.
Итак, чтобы и Юпитер был богом, и особенно царем
богов, они не могут считать его чем-либо другим, как
только миром; и тогда он согласно с их мнением будет
ифать между остальными богами царственную роль. В
этом смысле объясняет Варрон стихи некоего Валерия
Сорана в той книге, которую он написал особо от вы-
шеупомянутых о культе богов. Стихи таковы:
Юпитер великий, царей и богов прародитель,
Ты — матерь богов, повсюду единый и весь.
Объясняются эти стихи в той же книге в том смысле,
что представляют-де его и мужчиной, изливающим семя,
и женщиной, принимающей семя; что Юпитер есть мир,
и что всякое семя он из себя изливает и в себя же
* Virg. Eclog. Ill, v. 60.