Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
куда-то вовне, как Янус всеми лицами. Но если Янус —
мир, а мир состоит из четырех частей, то изображение
двуликого Януса ложно. А если оно истинно потому, что
под именем Востока и Запада мы разумеем обыкновенно
весь мир, то неужели ввиду того, что мы знаем другие
две части, Север и Юг, кто-нибудь назовет мир двойным,
подобно тому, как называют они двойным четвероликого
Януса? Они решительно не в состоянии объяснить каким-
либо подражанием миру эти четверо дверей для входа и
выхода, — объяснить хотя бы так, как сделали это от-
носительно Януса двуликого, воспользовавшись человечес-
ким ртом. Разве не явится ли им на помощь Нептун и
не подаст ли им рыбу, у которой кроме отверстия рта и
горла есть еще правое и левое отверстие жабр? Но и
столькими дверями не уйдет от этой суеты ни одна душа,
если не слышит истины, говорящей: "Я дверь" (Иоан. X,
7).
Глава IX
Пусть затем изложат свое понятие об Иовисе, которого
называют также Юпитером. "Он, — говорят они, — бог,
имеющий в своей власти причины всего того, что совер-
шается в мире". Какую это имеет великую важность,
показывает превосходнейший стих Вергилия:
Счастлив познавший причины вещей*.
Но почему ставят впереди него Януса, об этом скажет
нам вышеупомянутый остроумнейший и ученейший муж.
"Потому, — говорит он, — что во власти Януса первое,
а во власти Иовиса высшее. Но Юпитер справедливо
считается царем всего. Ибо первое уступает высшему,
потому что хотя первое и предшествует по времени, но
высшее превосходит достоинством". Это было бы сказано
правильно, если бы различались в действиях начало дела
и завершение его: как, например, начало дела — выйти,
* Virg. Gcorg. и.
ЮЗак. 3597
287