Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/286"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
посредством физиологических толкований с этой естест-
венной теологией теологию гражданскую, которую он напи-
сал в заключение о богах избранных. Если бы он был в
состоянии это сделать, вся теология стала бы естественной;
и тогда какая была бы нужда в таком тщательном выделении
из нее теологии гражданской? Если же последняя выделена
вследствие действительного различия, то, — если не ис-
тинна и та, которую он считает естественной, потому что
доходит только до души, а не до истинного Бога, Который
сотворил и душу, — насколько же презреннее и фальшивее
эта теология гражданская, которая по преимуществу занята
телесною природой? Это покажут нам сами ее толкования,
с особой тщательностью изысканные и обработанные.
Некоторые из этих толкований я нахожу нужным привести.
Глава VI
Итак, предпосылая несколько замечаний о естественной
теологии, Варрон говорит, что по его мнению бог есть
душа мира, называемого греками хоо^оС,, и что сам этот
мир есть бог; но как человека мудрого называют мудрым,
принимая в соображение только душу, хотя он состоит
из души и тела; так и мир называют богом, также принимая
в соображение душу, хотя он состоит из души и тела.
Отсюда видно, каким образом он признает единого Бога.
Но чтобы представить существование и многих богов, он
прибавляет, что мир делится на две части, на небо и
землю; а небо подразделяется также на две: на эфир и
воздух; земля же — на воду и сушу. Из этих частей
высшую представляет собою эфир, вторую — воздух,
третью — вода, низшую — суша. Все эти четыре части
наполнены душами: эфир и воздух — бессмертными, вода
и земля — смертными. Начиная от самой высшей округ-
лости неба до круга, описываемого луною, эфирные души
являются в виде звезд и планет; этих небесных богов мы
не только представляем в уме, но и видим. Между же
кругом, описываемым луною, и границей облаков и течения
ветров находятся души воздушные; но души эти мы
284