Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/284"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
придумать, как только чтобы каждый отдельно изучал по
возможности быстро и легко отдельную часть мастерства,
и чтобы все вместе, занимаясь одним и тем же, не
вынуждены были преуспевать в нем медленно и с трудом.
Зато едва ли найдется хоть один из богов неизбранных,
которого позорная молва обвиняла бы в даком-либо прес-
туплении; напротив, едва ли найдется кто-нибудь из из-
бранных, на котором не лежало бы пятно позорного
бесчестья.
Ничего, впрочем, позорного не приходилось мне слы-
шать о Янусе. Может быть таков он и был, жил более
безукоризненно и удалялся от преступлений и злодейств.
Он благосклонно принял искавшего убежища Сатурна,
разделил с гостем царство, так что они построили даже
два отдельных города, Яникул и Сатурнию. Но эти охотники
до всякого безобразия в культе богов, найдя жизнь его
менее постыдной, осрамили его чудовищным безобразием
статуи, изображая его то двулицым, то четырехлицым, как
бы удвоившимся. Уж не потому ли, что у большей части
избранных богов от совершения ими постыдных дел лбы
потеряли способность краснеть, а потому они порешили
представлять его с тем большим количеством лбов, чем
он был невиннее?
Глава V
Но выслушаем лучше их физические толкования, пос-
редством которых они стараются безобразию жалкого за-
блуждения придать вид якобы возвышеннейшего учения.
Толкования эти появляются у Варрона прежде всего в
таком виде. Он говорит, что древние придумали статуи,
знаки отличия и убранства богов так, чтобы те из наблю-
дающих их глазами, которые посвящены в тайны учения,
могли духовно созерцать душу мира и ее части, т. е.
истинных богов; что придавая статуям человеческий образ,
они очевидно руководствовались тем, что смертная душа,
живущая в человеческом теле, представляет собою бли-
жайшее подобие души бессмертной; что как для обозна-
282