Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/280"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
тумн и Сентин, покрытые темной неизвестностью? Из-
бранный Янус открывает вход и как бы дверь (januam)
семени; избранный Сатурн подает само семя; избранный
Либер устраивает мужчинам истечение того же семени; то
же самое делает женщинам Либера, которая вместе с тем
есть и Церера или Венера; избранная Юнона, и притом
не одна, а вместе с Меною, дочерью Юпитера, устраивает
месячные истечения для питания зачатого; а темный и
незнатный Витумн дает жизнь; темный и незнатный Сен-
тин сообщает чувство: две последние вещи настолько пре-
восходнее предшествующих, насколько превосходнее их
самих разум и соображение. Ибо соображающие и разу-
меющие бесспорно превосходнее тех, которые, как скоты,
живут и чувствуют без смысла и разума; также точно и
то, что живет и чувствует, справедливо ставится выше
того, что не живет и не чувствует. Поэтому Витумн,
податель жизни, и Сентин, податель чувства, должны были
бы почитаться между богами избранными гораздо более,
чем Янус, принимающий семя, чем Сатурн, податель или
сеятель (sator) семени, чем Либер и Либера, приводящие
в движение и изливающие семя: ибо это неприлично было
бы представлять и семенем, если бы оно не получало
потом жизни и чувства.
Эти избранные дары даются богами не избранными, а
какими-то неизвестными, в сравнении с достоинством
избранных, пренебрегаемыми. Если ответят, что Янусу
принадлежит власть над всеми зачатками и что поэтому
ему ненапрасно приписывается открытие входа зародышу;
что Сатурну принадлежит власть над всеми семенами и
что оплодотворение человека также нельзя выделить из
круга его действий; что Либер и Либера имеют власть
разбрасывать всякое семя, и потому должны заведовать и
тем, что касается прибавления людей; что Юнона заведует
всякими очищениями и рождениями и потому должна
присутствовать и при очищениях женщин, и при рождении
людей: в таком случае пусть подумают, что им ответить
относительно Витумна и Сентина. Не припишут ли они
и этим богам власти над всем, что живет и чувствует?
Если припишут, пусть обратят внимание на то, в какое
278