Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/279"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
женщин. Почему же эти божества называются избранными:
потому ли, что заведуют более важными частями миро-
правления, или потому, что сделались народам более
известными и им установлен более почетный культ?
Если потому, что они заведуют более важными частями
мироправления, то мы не должны встречать их в той
своего рода плебейской толпе божеств, которая назначена
для пустых делишек. А между тем сам Янус, во-первых,
во время зачатия детского зародыша, с чего начинаются
все те известные действия, по мелочам распределенные
между мелкими божествами, — сам Янус открывает вход
для восприятия семени. Там же присутствует и Сатурн
ради того же семени. Там и Либер, который освобождает
мужчину от излившегося семени. Там же и Либера, которую
они считают и Венерой, которая ту же самую услугу
оказывает женщине, чтобы освободить и ее через излитие
семени. Все эти боги из числа тех, которые называются
избранными. Но там же и богиня Мена, заведующая
месячными (menstruis) истечениями, и хотя она дочь Юпи-
тера, но богиня незнатная. Это ведомство месячных истече-
ний тот же писатель в книге о богах избранных назначает
и самой Юноне, которая даже между избранными богами
считается царицей; и здесь же, заведуя тем же кровоте-
чением, присутствует, подобно Юноне, с падчерицею своею
Мемою, Люцина. Там же двое, уж и не знаю, до какой
степени малопочетные, — Витумн и Сентин, из которых
один дает зародышу жизнь, другой — чувство; и хотя они
самые незнатные, дают однако же несравненно более, чем
все те вельможи и избранные. Ибо чем, в сущности, при
отсутствии жизни и чувства, будет все то, что носит во
чреве женщина, как не самой отвратительнейшею смесью
из тины и праха?
Глава III
Итак, какая же причина принудила стольких избранных
богов приняться за такие мелкие дела, при обязательном
отправлении которых их превосходят своим участием Ви-
277