Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
бы дальнейшего для него разъяснения. Ибо, возможно,
кто-нибудь держится такого мнения, что ради блаженной
жизни, которою может быть только жизнь вечная, следует
почитать по крайней мере богов избранных и главнейших,
которым Варрон посвятил последнюю книгу и о которых
мы сказали весьма немного. ОтносителыЯо этого предмета
я не скажу того, что, пожалуй, скорее остроумно, чем
истинно говорит Тертуллиан: "Если из богов, как из
луковиц, делают выбор, то остальных считают никуда не
годными".
Я так не думаю. Я знаю, что и из избранных избирают
некоторых для какого-нибудь наиболее важного и превос-
ходного дела. В военной службе, например, рекруты бывают
людьми избранными, но из них делается выбор для
какого-нибудь особо важного военного искусства. И в
церкви, когда избираются предстоятели, остальные отнюдь
не осуждаются, потому что все добрые верные справедливо
называются избранными. При постройке делается выборе
камней краеугольных, но не бросаются и остальные, пред-
назначаемые для других частей здания. Делается выбор
виноградных ягод для употребления в пищу, но не бро-
саются и остальные, из которых приготовляется питье.
Нет нужды, впрочем, много распространяться о предмете,
когда он ясен сам собою. Итак, из-за того, что некоторые
боги были избранными из числа многих, не следует еще
насмехаться ни над тем, кто писал об этом, ни над
поклонниками этих богов, ни над самими богами; но
скорее следует обратить внимание на то, каковы они сами,
эти избранные боги, и на какое дело они оказываются
избранными.
Глава II
В своей книге Варрон упоминает следующих избранных
богов: Януса, Юпитера, Сатурна, Гения, Меркурия, Апол-
лона, Марса, Вулкана, Нептуна, Солнце, Орка, Либера-
отца, Теллурию, Цереру, Юнону, Луну, Диану, Минерву,
Венеру, Весту; итого двадцать: двенадцать мужчин и восемь
276