Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сумасбродствует и в своем доме делает нечто подобное
миму. По их мнению, Либер назван так от освобождения
(liberamentum), потому что по его милости мужчины осво-
бождаются от семени, когда испускают его при совокуп-
лении; по отношению к женщинам, — так как и их они
представляют испускающими семя, — ту же роль исполняет
Либера, которую они считают еще и Венерой. Поэтому в
храме Либера выставляется мужеский член, а в храме
Либеры — женский. Либеру, сверх того, предлагают и
женщин, и вино для возбуждения похоти. Поэтому вак-
ханалии отправляются с величайшим безумием. Сам Варрон
сознается, что подобные вещи могли твориться соверша-
ющими вакханалии не иначе, как при умственном исступ-
лении. Впоследствии, впрочем, вакханалии вызвали против
себя справедливое неодобрение здравомыслящего сената,
и он повелел их уничтожить. Быть может, они наконец
догадались, по крайней мере в этом случае, что в умах
людей могут делать нечистые духи, которых считали богами.
Таких вещей не делали и в театре. Там играют, но не
безумствуют; хотя, впрочем, считать богами тех, которые
услаждаются театральными играми, достойно безумия.
А что означает следующее: полагая различие между
суеверием и религией в том, что суеверию свойственно
бояться богов, религии же только почитать их, как роди-
телей, а не бояться, как врагов, и таким образом предс-
тавляя богов настолько добрыми, что они скорее щадят
виновных, чем вредят невинному, Варрон упоминает, од-
нако, что к женщине после родов приставляются три
бога-хранителя, чтобы не подходил к ней ночью и не
мучил ее бог Сильван. В знак их присутствия пороги до-
ма обходят три человека, из коих один ударяет о порог
топором, другой — пестом, третий обметает его метлой,
чтобы этими орудиями земледелия воспрепятствовать богу
Сильвану проникнуть в дом; потому что нельзя ни срубить
и очистить дерево без топора, ни размолоть зерно без
песта, ни собрать плоды в кучу без метлы. От этих трех
предметов взяты названия и трех богов, которые охраняют
роженицу от насилия Сильвана, именно: Интерцидона —
от рассекающего (intercisio) топора, Пилюмна — от песта
265