Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
достойную порицания, а последнюю представляли для
сравнения, как похожую на первую; это не для того,
чтобы последнюю избирали преимущественно перед первой,
а для того, чтобы было понятно, что и последняя наравне
с первой заслуживает презрения; и чтобы, таким образом,
и не порицать открыто гражданскую теоЛогию, и научить
лучшие умы отвергать как ту, так и другую, и следовать
так называемой естественной теологии. Ибо гражданская
и баснословная теология — обе баснословные и обе
гражданские. Обе их найдет баснословными тот, кто бла-
горазумно рассмотрит пустоту и мерзость обеих; обе найдет
гражданскими, кто в празднествах гражданских богов и в
городских божественных вещах обратит внимание на сце-
нические игры, относящиеся собственно к теологии бас-
нословной. Каким же, спрашивается, образом власть давать
вечную жизнь можно приписывать кому-либо их таких
богов, статуи и культы которых показывают, что они
своими формами, своими возрастами, полом, одеждами,
поколениями и обрядами весьма похожи на баснословных
богов, отвергаемых самым явным образом. Все эти боги
— или люди, за свою жизнь или смерть удостоенные
культов и празднеств по наущению и настоянию демо-
нов, или же, по крайней мере, нечистые духа, при всяком
удобном случае подкрадывающиеся к человеку, чтобы скло-
нить его ум к заблуждению.
Глава IX
Сами обязанности богов, ограниченные такими пустя-
ками и мелочами, требующие, по их мнению, чтобы
каждому из них молились о подлежащем его попечению
даре (о многих из этих обязанностей, хотя не о всех, мы
уже сказали), не свойственны ли скорее шутовству мимов,
чем достоинству богов? Если бы кто-нибудь пригласил к
своему ребенку двух кормилиц, из коих одна давала бы
ему только пищу, а другая — только питье, подобно тому,
как у них для этих целей призываются две богини, Эдука
и Потина, мы бы, несомненно, решили, что этот человек
264