Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Есть, впрочем, и нечто иное, что желали дать уразуметь
святые патриархи своими изречениями и пророчествами
относительно погребения и перенесения своих тел. Но
останавливаться на рассмотрении этого сейчас неуместно:
достаточно и сказанного. Но если даже отсутствие таких
необходимых для поддержания жизни вещей, как пища и
одежда, хотя и причиняет страдания, но не уничтожает в
добрых силы терпеть и переносить лишения и не исторгает
из душ их благочестия, а, напротив, делает его еще более
плодовитым, то тем более отсутствие всего того, что
делается обычно при погребении, не может сделать не-
счастными уже упокоившихся в тайных обителях праведных.
Поэтому, если всех этих обрядов не было совершено над
трупами христиан при известном опустошении столицы
или других городов, то это и не вина живых, которые
сделать этого не могли, и не наказание для мертвых,
которые лишены уже всяческих чувств.
Глава XIV
Но многие христиане, говорят они, были уведены, в
плен. Действительно, было бы большим несчастьем, если
бы они были уведены в какое-нибудь такое место, где не
могли бы найти Господа своего! На случай же плена есть
в святых Писаниях наших великие утешения. Были в
плену три отрока, был Даниил, были и другие пророки,
и всегда с ними был Бог утешитель. Не оставит верных
Своих под господством народа, варварского, но человеко-
любивого, Тот, Кто не оставил пророка Своего даже во
чреве китовом. Те, которым мы говорим это, расположены
скорее смеяться над этим, чем верить. Однако же, в своих
сочинениях они верят, что Орион Метимней, благород-
нейший игрок на цитре, когда был сброшен за борт
корабля, был принят на спину дельфином и вынесен им
на землю. Но наше-де сказание о пророке Ионе неверо-
ятней! Действительно, невероятней, ибо чудесней; а чу-
деснее потому, что говорит оно о большем могуществе.
24