Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/253"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
потому что и в начале этих книг он поставил одну особую,
которая служит общим к ним введением.
Написав эту книгу, он подразделяет последовательно
каждую из пяти частей. Три первые книги, касающиеся
людей, подразделяются у него так, что первая из них
говорит о понтификах, вторая — об авгурах, третья — о
храмовых квиндецемвирах. Из второй группы книг, каса-
ющихся мест, в первой говорится о часовнях, во второй
— о храмах, в третьей — о религиозных местах; дальнейшие
три, касающиеся времен, т. е. праздничных дней, подраз-
деляются так, что первая из них говорит о днях жерт-
воприношений, вторая — об играх цирка, третья — о
театральных играх; в четвертой группе книг, касающихся
культа, первая своим предметом имеет освящения, вторая
— культ частный, третья — культ публичный. За этой,
так сказать, пышной процессией в трех последних книгах
выступают и сами боги, для которых устроен весь этот
культ: в первой — боги известные, во второй — боги
неизвестные, в третьей, самой последней, боги избранные
и главные.
Глава IV
Что желать или надеяться во всем этом изяществе и
тонкости последовательных разделений и разграничений
найти вечную жизнь было бы делом напрасным, это
каждому человеку, не враждебному самому себе в силу
сердечного упрямства, очевидно из того, что нами уже
сказано, и станет еще очевиднее из того, что будет сказано
ниже. В самом деле, все эти установления суть установления
или людей, или демонов, в том числе и тех демонов,
которых они называют добрыми; мы же скажем прямо:
всех без исключения нечистых и несомненно злых духов,
которые из зависти тайно влагают в помыслы нечестивых
людей вредные мнения, губящие человеческую душу и
лишающие ее возможности соглашаться с неизменной и
вечной истиной и прилепляться к ней, а иногда и открыто
действуют на их чувства и, насколько могут, утверждают
во вредных мнениях разными обольщениями. Варрон сам
251