Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
так и неразумных людей кажутся заслуживающими през-
рения и крайне враждебными религиозной истине. Что
же это значит, как не то, что этот остроумнейший и
весьма сведущий, но не освобожденный Святым Духом
человек находился под гнетом обычаев и законов своего
государства; и тем не менее не хотел по^ видом похвалы
религии молчать о том, что занимало его душу.
Глава III
Варрон написал сорок одну книгу о древностях; разделил
их на вещи человеческие и божественные; вещам челове-
ческим он посвятил двадцать пять книг, а божественным
— шестнадцать. Основанием такого деления послужило
его желание оставить о вещах человеческих четыре части
по шесть книг в каждой; он обратил внимание на то,
кто делает, где делает, когда делает, что делает. Таким
образом, в первых шести книгах он говорит о людях, в
других шести — о местах, в следующих шести — о
временах, в последних шести — о вещах. Четырежды
шесть — только двадцать четыре; но одну особую книгу
он ставит в начале, говоря в ней предварительно о всех
этих предметах общим образом. И в отношении к божес-
твенным вещам он удержал то же начало деления, насколько
дело касается того, что должно совершаться в честь богов.
Ибо совершаются культы, совершаются людьми, соверша-
ются в известных местах и в известные времена. Каждый
в этих четырех упомянутых мною предметов он рас-
сматривает в трех особых книгах: в первых трех говорит
о людях, в других трех — о местах, в следующих трех
— о временах, в последних трех — о культах, с тончайшим
разграничением исследуя и здесь: кем, где, когда и что
отправляется. Но поелику нужно было сказать и о том,
кому отправляется, и читатель особенно ждал именно
этого, то он присовокупил еще три последние книги и о
самих богах, так что из трех, взятых пять раз, составилось
пятнадцать. Всех же книг, как мы сказали, шестнадцать,
250