Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/25"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XIII
Из сказанного, однако, не следует делать вывод, будто
телами умерших надлежит пренебрегать, оставляя их где
придется, особенно же если речь идет о телах праведников,
которые были как бы сосудами Духа Святого, предназна-
ченными для всяких добрых дел. Если отцовские одежды,
кольца и иные какие вещи тем дороже детям, чем сильнее
они любили его, то тем более не должны презираться и
тела, бывшие, конечно, куда ближе и дороже покойным,
нежели их одежды. Они ведь — не предметы роскоши
или вещи, созданные для удобства, но принадлежат самой
человеческой природе. Поэтому в том, как омываются и
наряжаются тела праведников, как совершаются их тор-
жественные выносы, сколь заботливо обставляются погре-
бения, следует усматривать не что иное, как исполнение
долга любви. Иные из них и при жизни давали распоря-
жения сыновьям относительно погребения и даже пере-
несения их тел (Быт. XLVII, 30; L, 2, 25). И Товия, как
свидетельствует о том ангел, заслужил благоволение Божие
погребением мертвых (Тов. XII, 12). Да и сам Господь,
долженствующий воскреснуть на третий день, называет
добрым поступок благочестивой женщины, возлившей на
члены Его драгоценное миро, тем приуготовив Его к
погребению (Мф. XXVI, 10). Также с похвалою упомина-
ются в Евангелии те, которые позаботились снять с креста,
с честью покрыть и похоронить тело Его (Иоан. XIX, 38,
39).
Все эти свидетельства не дают, конечно, указаний на
то, что трупам присущи какие бы то ни было чувства,
но показывают, что провидение Божие, которому угодны
дела благочестия, печется и о телах умерших ради укреп-
ления веры в воскресение. Их этих же свидетельств
душеспасительно усматривается и то, как велико может
быть воздаяние за милостыни, которые мы оказываем
живым и чувствующим, если пред Богом не погибнет и
то, что оказывается по долгу и любви безжизненным
человеческим телам.
23