Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
КНИГА ШЕСТАЯ
Предисловие
В пяти предыдущих книгах были достаточно, как мне
кажется, опровергнуты мною те, по мнению которых мно-
гие и ложные боги, коих христианская религия признает
бесполезными идолами или нечистыми духами и опасными
демонами, — во всяком случае тварями, а не Творцом,
— должны почитаться ради выгод настоящей смертной
жизни и земных благ, — почитаться обрядами и служением,
называемыми по-гречески taxtpeia и приличествующими
единому истинному Богу. Но кому не ясно, что для
крайнего безумия или упрямства не хватит не только этих
пяти, но и скольких угодно книг, коль скоро оные полагают
пустейшую славу в том, чтобы не уступать ни перед
какими доводами истины к погибели, конечно же, тех,
над которыми господствуют столь великие пороки? Ибо,
несмотря на все искусство врача, недуг может остаться
непобедимым не по вине врача, а по нежеланию лечиться
больного.
Те же, которые, поняв и обсудив прочитанное, отно-
сятся к нему или без всякого упорства, или, по крайней
мере, без упорства великого и крайнего, свойственного
застарелому заблуждению, — те скажут, что своими пятью
оконченными книгами мы сделали бы, пожалуй, гораздо
больше, чем того требовали поднятые нами вопросы, если
бы распространялись поменьше; для них не может быть
сомнения в том, что вся та ненависть, которую из-за
бедствий настоящей жизни и превратности и изменчивости
земных предметов питают к христианской религии люди
невежественные, — между тем как люди ученые, нахо-
дящиеся под влиянием безумного нечестия, не только
потворствуют, но и покровительствуют ей вопреки своей
совести, — вся эта ненависть совершенно лишена разум-
ного основания и, напротив того, исполнена легкомыс-
ленной дерзости и опаснейшего задора.
244