Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/242"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
которого Грациан, имея маленького брата, сделал соу-
частником царства, потому что более желал союза веры,
чем чрезмерной власти.
Глава XXVI
Поэтому и Феодосии не только при жизни Грациана
сохранял ему верность, которую должен был хранить, но
и после смерти его, когда маленький брат его Валентиниан
был изгнан его убийцей Максимом, дал, как христианин,
приют сироте в областях своей империи, пекся о нем с
отеческой любовью, хотя мог от него, лишенного всякой
поддержки, освободиться безо всякого затруднения, если
бы руководствовался более страстью к расширению своей
царской власти, чем любовью оказывать благодеяния; руко-
водствуясь этой любовью, он сохранил принятому сироте
императорское достоинство и утешил его своим человеко-
любием и благорасположением.
Затем, когда упомянутый успех сделал Максима опас-
ным, Феодосии в тяжких своих заботах не прибегнул к
святотатственным и недозволительным гаданиям, а послал
к Иоанну, обитавшему в пустыне египетской, о котором
из народной молвы узнал как о рабе Божием, одаренном
духом пророчества, и получил от него не подлехювшее
никакому сомнению извещение о победе. Едва уничтожив
тирана Максима, он с милостивейшим уважением восста-
новил отрока Валентиниана в тех областях его империи,
из которых он был изгнан; а когда очень скоро этот
отрок от коварства или другой, быть может случайной
причины погиб, и на место его императором был незаконно
избран другой тиран Евгений, Феодосии, снова получив
пророческий ответ и укрепившись верой, уничтожил и
этого тирана, сражаясь против его сильнейшего войска
более молитвой, чем мечем. Бывшие в сражении воины
рассказывали нам, что поднявшийся со стороны Феодосия
на противников его сильный ветер вырывал у них из рук
бросаемые копья и стрелы и не только нес с необыкно-
венной силой все, что на них было пущено, но и их
240