Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
вечному счастью; если не пренебрегают приносить Богу
за грехи свои жертву смирения, сожаления и молитвы.
Таких христианских императоров мы называем счастливы-
ми, т. е. счастливыми пока надеждою, а потом имеющими
быть счастливыми на деле, когда наступит то, чего мы
ожидаем.
Глава XXV
А чтобы люди, верующие, что Бога следует почитать
ради жизни вечной, не пришли к мысли, будто земного
величия и земного царствования не может достигнуть
никто, кроме чтущих демонов, и будто духи эти проявляют
в таких великую силу, — всеблагой Бог осыпал императора
Константина, не поклонявшегося демонам, но чтившего
именно истинного Бога, такими земными дарами, о каких
никто не осмеливался даже мечтать. Он дал ему возмож-
ность создать город, союзный римскому государству, как
бы дочь древнего Рима, но без всякого демонского храма
и без всякого идола*. В лице Константина долго царствовал,
управлял всею Римской империей и защищал ее один
Август. Блистательнейшими победами сопровождались его
военные походы и сражения; для подавления тиранов все
обстоятельства благоприятствовали ему; умер он в весьма
преклонных летах от болезни и старости, оставив прави-
телями империи своих сыновей.
Но с другой стороны, чтобы какой-нибудь император
не был христианином только для того, чтобы воспользо-
ваться счастьем Константина, Бог соизволил Иовиана отоз-
вать из этой жизни гораздо скорее, чем Юлиана; допустил
Грациану пасть от меча тирана, хотя суд Его в отношении
к Грациану был гораздо успокоительнее для чувства, чем
в отношении к великому Помпею, почитателю якобы
римских богов. За Помпея не смог отомстить Катон,
которого Помпеи оставил некоторым образом наследником
гражданской войны; а за Грациана отомстил (хотя благо-
честивые души и не ищут такого рода утешений) Феодосии,
* Константинополь.
239