Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
вникают в дело не оставляли религии истинной по причине
настоящих нужд, а напротив, держались ее еще более в
вернейшем ожидании вечной жизни.
Глава XXIV
Мы называем некоторых христианских императоров
счастливыми не потому, что они долго управляли, или,
скончавшись мирной смертью, оставили после себя управ-
ляющими своих сыновей, или покорили врагов государства,
или в состоянии были избегнуть и усмирить возмутившихся
против них граждан. Такие и другие награды или утешения
этой многомятежной жизни удостоились получить и не-
которые из почитателей демонов, не принадлежащие к
царству Божию, к которому принадлежат императоры хрис-
тианские. Случилось так по милосердию Божию для того,
чтобы верующие в Бога не домогались этого, как высо-
чайшего блага.
Но мы называем христианских государей счастливыми,
если они управляют справедливо; если окруженные лестью
и крайним низкопоклонством не превозносятся, но пом-
нят, что они — люди; если употребляют свою власть н^
распространение почитания Бога и на служение Его вели-
чию; если боятся, любят и чтут Бога; если любят более
то царство, в котором не боятся иметь сообщников; если
медлят с наказаниями и охотно милуют; если сами эти
наказания употребляют как необходимые средства для
управления и охранения государства, а не как удовлетво-
рение своей ненависти к врагам; если и помилование
изрекают не для того, чтобы оставить неправду безнака-
занной, а в надежде на исправление; если в том случае,
когда обстоятельства вынуждают их произнести суровый
приговор, они смягчают его милосердием и благотвори-
тельностью; если обстановка и род их жизни тем скромнее,
чем более могли бы быть роскошными; если они лучше
желают господствовать над дурными наклонностями, чем
над какими бы то ни было народами, и делают все это
не из желания какой-нибудь пустой славы, а из любви к
238