Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/239"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
нечестивый и со стольким нечестивым войском, в Рим:
кого бы он пощадил? Каким местам мучеников отдал бы
он честь? В чьем лице почтил бы Бога? Чьей крови не
пролил бы он и чье целомудрие оставил бы неприкосно-
венным? А между тем, как они кричали о своих богах,
с какою наглостью разглашали, что он-де потому побеждал,
оттого-де располагал такой великой силой, что ежеднев-
ными жертвоприношениями умилостивлял и привлекал к
себе богов, чего-де римлянам не дозволяла христианская
религия? Когда он подходил уже к этим местам, где по
мановению небесного величества постигла его гибель, и
молва о нем повсеместно росла, нам рассказывали в
Карфагене, что язычники верили, разглашали, кричали,
будто при покровительстве и помощи расположенных к
нему богов, которым он ежедневно, как говорили, приносил
жертвы, его решительно нельзя победить тем, которые и
сами не совершали подобных священнодействий римским
богам, и не позволяли совершать их кому-либо другому.
И вот за такое милосердие не благодарят несчастные
Бога, хотя Он, вознамерившись исправить человеческие
нравы, заслуживавшие более тяжкого наказания, втор-
жением варваров, первоначально смягчил свой гнев такою
кротостью, что предоставил римлянам чудесную победу
над Радагайсом; это для того, чтобы демоны, которым он
поклонялся, не воспользовались его славою для развра-
щения слабых душ. А потом Он предоставил взять Рим
таким варварам, которые вопреки всякому обычаю пред-
шествовавших войн с уважением охраняли искавших убе-
жища в священных местах христианской религии и против
самих демонов и нечестивых жертвоприношений, на ко-
торых Радагайс основывал свои надежды, вооружились во
имя христианства до такой степени, что, казалось, вели
более жестокую войну с ними, чем с людьми. Таким
образом истинный Господь и Правитель мира и подверг
милосердному наказанию римлян, и превосходящею веро-
ятие победой над поклонниками демонов показал, что для
благосостояния настоящей жизни нет необходимости в
упомянутых жертвоприношениях; чтобы не те, которые с
упорством оспаривают, но те, которые с благоразумием
237