Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/236"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
нечестивым, как бывает угодно Ему, Которому ничто
несправедливое не угодно. Хотя, как мы сказали, и есть
нечто, что благоволил Он открыть нам, однако для нас
было бы много и слишком превзошло бы силы наши,
если бы мы вздумали исследовать тайны человеческие и
подвергать решительному обсуждению заслуги и проступки
царств. Итак, сей единый истинный Бог, не оставивший
рода человеческого своим судом и помощью, дал, когда
захотел и насколько захотел, царство римлянам, как дал
его ассирийцам или даже персам, которые, как показывают
их писания, почитали только двух богов: одного доброго,
а другого злого. (Я умолчу о народе еврейском, о котором,
насколько было нужно, я уже сказал, и который во время
своего царствования почитал только одного Бога).
Итак, сей истинный Бог дал персам жатвы без почита-
ния ими богини Сегетии; дал и другие земные дары без
почитания того множества богов, которых римляне постави-
ли по одному над каждой отдельной вещью или даже по
нескольку над отдельными вещами; дал им и царство без
почитания тех богов, благодаря почитанию которых рим-
ляне считали себя достигшими царствования. Также и в4
отношении к отдельным лицам: дав власть Марию, Он
же дал ее и Гаю Цезарю; дав Августу, дал и Нерону; дав
Веспасианам, как отцу, так и сыну, императорам, отли-
чавшимся в высшей степени привлекательными свойствами,
Он же дал и Домициану, отличавшемуся крайнею жесто-
костью; дав (чтобы не перебирать последовательно всех)
царствование Константину-христианину, Он же дал ее и
Юлиану Отступнику. Святотатственная и проклятая страсть
к гаданиям, пустоте которых последний предался, обманула
его превосходные природные дарования мечтами о господ-
ствовании, когда он, в надежде на несомненную победу,
сжег корабли, везшие необходимые съестные припасы; а
потом с горячностью увлекшись смелыми предприятиями
и будучи очень скоро убит, оставил войско в неприятельских
странах в крайне бедственном положении, так что оно не
могло выйти оттуда иначе, как при условии перемещения
границ Римской империи вопреки известному пророчеству
бога Термина, о котором мы упомянули в предыдущей
234