Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/231"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
могущество с замечательным успехом? Поэтому мы пола-
гаем, что в империи этой, такой обширной и такой
долговечной, знаменитой и славной доблестями столь вели-
ких мужей, и усилия этих мужей получили свою награду,
которой добивались, и нам даны нужные примеры для
подражания: чтобы было нам стыдно, если тех доброде-
телей, имеющих, во всяком случае, сходство с христи-
анскими, которых они твердо держались ради славы земного
града, мы не будем придерживаться, — чтобы не превоз-
носились гордостью. Ибо, как говорит апостол: "Нынешние
временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою
славою, которая откроется в нас" (Рим. VIII, 18). Для
славы же человеческой и для славы нынешнего времени
достаточно достойной считалась и их жизнь. Поэтому
совершенно справедливо были отданы в жертву славе их
и иудеи, убившие Христа, коль скоро Новый завет открыл,
что было сокрыто в Ветхом, а именно: что единый и
истинный Бог должен быть почитаем не ради земных и
временных благ, которые божественное провидение раздает
безразлично и добрым, и злым, а ради жизни вечной,
ради даров непрекращающихся и ради союза с небесным
градом; так что добивавшиеся и добившиеся какими бы
то ни было добродетелями земной славы победили тех,
которые, будучи заражены великими пороками, убили и
отвергли Подателя истинной славы и вечного Гражданина.
Глава XIX
Есть, впрочем, различие между страстью к славе и
страстью к господству. Хотя обыкновенно бывает так, что
увлекающийся до крайности страстью к славе домогается
страстно и господства, однако те, кто желает истинной,
хотя бы и человеческой славы, стараются быть на хорошем
счету у людей благомыслящих. Есть в нравах много такого
доброго, на что многие смотрят прекрасно, хотя сами того
часто не соблюдают. Посредством этого-то доброго в нравах
и стараются достигнуть славы, власти и господства те, о
которых говорит Саллюстий, что они идут прямым путем.
229