Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
чувство, и совсем другое — то, в чем убеждает тщательно
проверенное указание разума. Та смерть не должна считать-
ся злою, которой предшествовала жизнь добрая. Смерть
делает злою только то, что следует за смертью. Поэтому,
кому предстоит необходимость умереть, те не должны
много заботиться о том, что именно с ними случится
такого, от чего они умрут, а должны заботиться о том,
куда, умирая, они вынуждены будут идти. Итак, если
христианам известно, что смерть благочестивого бедняка
под языками собак, лижущих его струпья, была гораздо
лучше, чем смерть нечестивого богача в порфире и виссоне
(Лук. XVI, 19 — 26), то какой вред причинили эти
ужасные виды смерти тем, кто жил хорошо?
Глава XII
Но при такой-де массе трупов их не могли и похоронить!
И этого благочестивая вера особенно не страшится, помня
предсказание, что и звери, пожирающие трупы, не поме-
шают воскресению тел, с головы которых не погибнет и
волос (Лук. XXI, 18). Истина не сказала бы: "Не бойтесь
убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. X,
28), если бы будущей жизни могло принести какой-либо
вред то, что вздумали бы делать враги над телами убитых.
Разве что кто-нибудь будет до такой степени глуп, что
станет утверждать, будто убивающих тело не следует бояться
прежде смерти, чтобы не убили тела, а должно бояться
после смерти, чтобы не запретили похоронить убитое тело.
Что же, ложно то, что говорит Христос: "Не бойтесь
убивающих тело и потом не могущих ничего сделать"
(Лук. XII, 4), коль скоро убийцы могут нечто сотворить
с трупом? Да не будет: сказанное Истиной не может быть
ложью. Так сказано потому, что в живом теле, т. е. до
его убийства, есть чувства; после же убийства в теле
никаких чувств нет.
Итак, земле не были преданы многие тела христиан,
но из-за этого никто не отлучит их от неба и земли,
которые наполняет своим присутствием Тот, Кто знает,
21