Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/224"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
совещаниях о делах отчизны; не запятнали себя перед
лицом своих законов ни проступками, ни страстью; и
всеми этими искусствами, как бы прямым путем, шли к
чести, власти и славе: за это они и приобрели уважение
к себе у всех почти народов; подчинили законам своего
государства многие из них и в настоящее^ время славны
почти у всех народов литературой и историей. Да, они
не могут жаловаться на несправедливость верховного истин-
ного Бога: они получили "награду свою".
Глава XVI
Совершенно иная награда ожидает святых, терпящих
здесь поношения за град Божий, ненавистный привер-
женцам этого мира. Тот град вечен. В нем никто не
рождается, потому что никто не умирает. В нем истинное
и полное счастье, — не богиня, а дар Божий. Оттуда
получили мы залог веры, обнадеживающий нас в то время,
пока, странствуя, мы вздыхаем о красоте его. Там не
восходит солнце над добрыми и злыми, но солнце правды
сияет одним только добрым. И не будет особой нужды
обогащать общественную казну за счет частного достояния
там, где общим сокровищем будет сокровище истины.
Поэтому и распространение Римского государства, сделав-
шее его славным в среде человеческой, совершилось не
для того только, чтобы подобная награда была воздана
подобным людям, но и для того, чтобы граждане вечного
града, пока странствуют на земле, не оставляли без вни-
мания и обсуждения подобных примеров и видели, как
велика должна быть любовь их к небесной отчизне ради
жизни вечной, если так любима была отчизна земная ее
гражданами ради славы человеческой.
Глава XVII
Ведь в том, что касается настоящей кратковременной
жизни смертных, разве имеет существенное значение то,
222