Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/223"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
известность: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы
они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего
Небесного" (Мф. V, 16). Итак, не для того, "чтобы они
видели вас", т. е. не так, как бы вы хотели обратить их
взоры на себя, потому что вы не через себя представляете
собою нечто; но чтобы "прославляли Отца вашего Небес-
ного", обратившись к Которому, они сделаются тем же,
чем и вы. Им последовали мученики, которые не сами
подвергали себя казням, а терпели назначенные им и
превзошли и Сцевол, и Курциев, и Дециев как истинною
добродетелью, — потому что она была обусловлена истин-
ным благочестием, — так и бесчисленным своим мно-
жеством. Но так как Сцеволы, Курции и Деции при-
надлежали к граду земному (так как все обязанности их
по отношению к этому граду имели своею целью его
благополучие и царство не на небе, а на земле, не в
жизни вечной, а в смене умирающих имеющими умереть),
то что приходилось им любить, как не славу, посредством
которой они хотели и после смерти продолжить некоторым
образом свою жизнь в памяти прославляющих их людей?
Глава XV
Итак, если бы Бог, не имевший дать вечной жизни со
святыми ангелами Своими в небесном Своем граде, к
участию в которой приводит истинное благочестие, совер-
шающее религиозное поклонение, называемое греками Хах-
psia, только единому истинному Богу, — если бы, гово-
рю, Бог не предоставил римлянам и этой земной славы
создать превосходнейшее государство, то их добрым искус-
ствам, т. е. доблестям, посредством которых они старались
достигнуть этой славы, не было бы воздано заслуженной
награды. Ибо о таких, которые совершают нечто доброе,
чтобы найти славу у людей, сам Господь говорит: "Истин-
но говорю вам: они уже получают награду свою" (Мф.
VI, 2). Так и они: пренебрегали ради общего достояния,
т. е. ради республики и ее казны, своим достоянием час-
тным; подавляли жадность; подавали свободный голос в
221