Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
гаемым вследствие неодобрения некоторыми, а было бы
между тем добрым и справедливым, то и само человеческое
честолюбие устыдилось бы и уступило бы любви к истине.
Этот пророк делается врагом Божиим, когда страсть к
славе бывает в сердце сильнее страха или любви Божией,
как говорил Господь: "Как вы можете вецрТвать, когда друг
от друга принимаете славу, а славы, которая от единого
Бога, не ищете?" (Иоан. V, 44). Также точно о некоторых
уверовавших в Него, но опасавшихся открыто исповедать
свою веру, евангелист говорит: "Возлюбили больше славу
человеческую, нежели славу Божию" (Иоан. XII, 43).
Этого апостолы не делали. Они проповедовали имя
Христово и там, где это не только не одобряли (соот-
ветственно тому, как говорит Цицерон, "оставляя в полном
небрежении такие (занятия), которые кем-нибудь не одоб-
ряются"), но и проклинали. Они твердо держались того,
что слышали от благого Учителя и вместе с тем —
Врачевателя душ: "А кто отречется от Меня пред людьми,
отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Нобесным" (Мф.
X, 33). Под проклятиями и ругательствами, во время самых
тяжких гонений и жестоких казней вой человеческой
ненависти не удержал их от проповеди спасения. След-
ствием их божественных дел и слов, следствием их бо-
жественной жизни, — когда суровые сердца были некото-
рым образом завоеваны и утвержден мир справедливости,
— была великая слава Христова в Церкви. Они не
успокоились, однако же, на ней, как на последней цели
своей добродетели; но относя ее саму к славе Бога,
благодатью Которого они были такими, они и в тех, о
ком пеклись, воспламеняли этой искрой любовь к Тому,
благодаря Кому сами были такими. Ибо Учитель учил их
быть добрыми не ради славы человеческой, говоря: "Смот-
рите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем,
чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от
Отца вашего Небесного" (Мф. VI, 1).
Но вместе с тем, чтобы они не боялись, поняв эти
слова превратно, нравиться людям и не приносили менее
пользы, скрывая свою доброту, Он говорил им, указывая
ту цель, ради которой они должны были приобретать
220