Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
голюдство. Но после того, продолжает он, как общество
было испорчено роскошью и бездействием, республика
своим величием стала поддерживать лишь пороки военных
и гражданских начальников. Итак, и Катон хвалит добро-
детель тех немногих, которые идут к славе, чести и власти
прямым путем, т. е. посредством самой# добродетели. От
этого зависела рачительность в делах внутренних, о которой
упомянул Катон, стремившаяся к тому, чтобы государст-
венная казна была богата, а частные имущества — бедны.
Поэтому же, когда нравы испортились, порок создал
противоположный порядок вещей: бедность государства и
богатство частных лиц.
Глава XIII
Итак, соответственно тому, как существовали продол-
жительное время знаменитые царства на Востоке, Богу
было угодно, чтобы появилось и царство на Западе, кото-
рое по времени было более поздним, но по обширности
власти и по величию — более знаменитым. Для обуздания
тяжких злодеяний множества новых народов, Он предос-
тавил власть таким людям, которые заботились об отчизне
ради чести, хвалы и славы, при этом саму славу и
благосостояние отчизны не колеблясь предпочитая собст-
венному благосостоянию и ради этого одного порока, т.е.
честолюбия, подавляя в себе жадность к деньгам и многие
другие пороки. Ибо более здраво смотрит на вещи тот,
кто находит и честолюбие пороком. Не укрылось это и
от поэта Горация, который говорит:
Честолюбие пучит тебя, чтобы эту болезнь устранить
Следуй верному средству — почитывай книжки*.
Он же в лирических стихах, чтобы обуздать страсть к
господству, писал:
* Horat. Epist. lib. I. Epist. I, v. 36, 37.
218