Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
оставить вне законов и провидения Своего царства чело-
веческие и их положения, господственные и подчиненные.
Глава XII
Теперь посмотрим, за какие нравы римлян и ради чего
истинный Бог, во власти Которого находятся все земные
царства, соизволил содействовать распространению их влас-
ти. Чтобы можно было говорить об этом решительнее,
мы написали и предшествующую, относящуюся к этому
же предмету книгу, показывая, что в данном случае не
имеют никакой власти те боги, которых они сочли нужным
почитать бессмысленными обрядами; написали и преды-
дущие главы настоящей книги до данного места, чтобы
устранить вопрос о судьбе, — чтобы кто-нибудь, убе-
дившись уже, что Римская империя распространялась и
сохранялась не вследствие почитания тех богов, не приписал
этого какой-то судьбе вместо могущественнейшей воли
верховного Бога. Да, древние и первобытные римляне,
хотя они, подобно другим народам, за исключением еврей-
ского, чтили богов ложных и приносили жертвы не Богу,
а демонам, тем не менее, как свидетельствует и доказывает
их история, "из желания доброго о себе мнения не
дорожили деньгами, добивались великой славы и честного
богатства"*. Эту славу они Любили пламеннейшим образом,
ради нее хотели жить, за нее не колеблясь умирали. Все
другие страсти свои они подчиняли этой великой страсти.
Так как подчиненное положение казалось им бесслав-
ным, положение же господствующее и повелевающее —
славным, то и саму отчизну свою они желали прежде
всего видеть свободной, а затем и господствующей. Поэ-
тому-то, не вынося царской власти, они установили для
себя однолетние власти и двух повелителей, которые были
названы консулами от consulendo, а не царями или гос-
подами от царствования и господствования. Хотя, возмож-
но, цари (reges) получили свое название от управления
* Sallust. in Catil., cap. 7.
212