Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/213"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Бог знал наперед, что он согрешит; напротив, потому-то
и не подлежит сомнению, что грешит именно он, когда
грешит, что Тот, чье предведение обманываться не может,
знал наперед, что не судьба, не фортуна и не что-либо
иное, а именно он и согрешит. Если он не захочет, он,
конечно, не согрешит; но и о нежелании его грешить Бог
также знал наперед.
Глава XI
Итак, никоим образом нельзя думать, чтобы Бог, вы-
сочайший и истинный со Словом Своим и Святым Духом,
которые три суть одно, Бог — единый и всемогущий
Творец и Создатель всякой души и всякого тела, общением
с Которым счастливы все, которые счастливы истинно, а
не суетно; Бог, сотворивший человека разумным животным
из души и тела, не допустивший остаться ему безнака-
занным, когда он грешит, но не лишивший его и Своего
милосердия; давший добрым и злым общую сущность с
камнями, жизнь растительную — общую с деревьями,
жизнь чувственную — общую с животными, жизнь интел-
лектуальную — общую с одними ангелами; от Которого
всякий образ, всякий вид, всякий порядок; от Которого
мера, число и вес; от Которого все, что происходит
естественным образом, какого бы рода и какого значения
оно ни было; от Которого происходят элементы форм,
формы элементов, движение элементов и форм; давший
и плоти начало, красоту, доброе состояние здоровья, со-
размерное расположение членов, надлежащую гармонию;
давший и неразумной душе память, чувства, способность
желать, а разумной, сверх того, ум, разумение, волю; не
оставивший не только неба и земли, не только ангела и
человека, но и внутренностей самого малого и самого
презренного одушевленного, и перышка птицы, и цветка
травы, и листка дерева без того, чтобы не дать им известной
соразмерности в их частях и в своем роде взаимного мира,
— никоим образом нельзя подумать, чтобы Бог судил
211