Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/209"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
естественные причины отнюдь не представляем незави-
сящими от воли Того, Кто есть Творец и Создатель всей
природы. Причины же произвольные суть принадлежность
или Бога, или ангелов, или людей, или некоторых животных
(если только можно называть проявлениями воли такие
движения бессловесных животных, которые совершают они
по требованию своей природы, стремясь к чему-нибудь
или чего-нибудь избегая). Под волею же ангелов я разумею
волю как добрых ангелов, которых мы называем ангелами
Божьими, так и ангелов злых, которых мы называем
ангелами диавола или демонами, равно как и волю людей
и добрых, и злых. Отсюда следует то заключение, что
других причин, вызывающих все, что происходит, нет,
кроме как зависящих от воли, — от воли той природы,
которая представляет собою дух жизни. Ибо и воздух
естественный, или ветер, называется духом: но так как
он представляет собою тело, то не есть дух жизни.
Итак, Дух жизни, Который оживотворяет все, и есть
Творец всякого тела и Дух всякого творения — сам Бог,
Дух во всех отношениях несотворенный. В Его воле
верховная власть, которая помогает добрым расположе-
ниям воли духов сотворенных, судит расположения злые,
приводит в порядок всяческие, и некоторым дает власть,
а некоторым не дает. Будучи Творцом всякой природы,
Он также и Податель всякой власти, но не всякого
расположения воли. Злые расположения воли не от Него,
потому что они противны природе, которая получила бытие
от Него. Итак, воле по преимуществу подлежат тела, —
некоторые нашей воле, т. е. воле всех одушевленных
смертных, и более воле людей, чем животных; некоторые
же — воле ангелов; но все по преимуществу подчинены
воле Бога, Которому подчиняется и воля всех, так как
не имеет власти помимо той, какую дает Он. Таким об-
разом, причина вещей, которая производит, но сама не
производится, есть Бог. Другие же и производят, и произ-
водятся, каковы, например, все сотворенные духи, особенно
же разумные. Причины же телесные, которые более про-
изводятся, чем производят, не должны ставиться в ряду
причин, вызывающих явления; ибо они могут лишь то,
207