Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и той же небесной полосою не рождается даже муха.
Допусти они последнее, получатся выводы, которые пос-
тепенно и незаметно приведут их от мух к верблюдам и
слонам.
Не хотят они обратить внимания и на то, что по
избрании известного дня для засева поля в землю в одно
и то же время падает чрезвычайное множество зерен,
которые вместе прозябают, вместе, взошедши, зеленеют,
вместе растут, золотятся; и тем не менее, однако же, из
колосьев, которые все (засеяны) одновременно, все, так
сказать, как бы срослись друг с другом, одни погибают
от ржавчины, другие истребляются птицами, иные срыва-
ются людьми. Каким образом станут они утверждать, что
эти зерна, имевшие такой различный конец, имели и
особые созвездия? Уж не станут ли досадовать на то, что
выбирали для этих вещей известные дни, и утверждать,
что небесное предопределение не касается их, но что
звездам подчинены одни только люди, — люди, которым
одним на земле Бог дал свободную волю? Взвесив все
это, поневоле придешь к заключению, что когда астрологи
дают многие удивительные по своей истинности предска-
зания, то это бывает по тайному внушению недобрых
духов, которые стараются внедрять и утверждать в чело-
веческих умах эти ложные и вредные верования в звездные
судьбы, а не в силу искусства отмечать и рассматривать
гороскоп, — искусства, в действительности не существу-
ющего.
Глава VIII
Есть и такие, которые именем судьбы называют не
известное положение звезд, бывающее во время чьего-либо
зачатия, рождения или появления, а связь и последова-
тельность всех причин вообще, которые производят все,
что бывает. С такими нет необходимости долго рассуждать
и спорить из-за названия, коль скоро саму последователь-
ность и известную связь причин они ставят в зависимость
от воли и власти Бога, Который, по прекрасному и вполне
истинному верованию, и знает все прежде, чем оно бывает,
201