Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/201"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Не рискуя сказать неизбежную глупость, можно было бы
утверждать, что влияние звезд простирается на одни те-
лесные различия, подобно тому, как от приближения и
удаления солнца проистекает различие времен года и от
приращения и убыли луны увеличиваются и уменьшаются
некоторые роды вещей: например, морские ежи, раковины
и удивительные приливы океана; но что душевные рас-
положения не подчиняются положению звезд. В таком
случае эти господа, старающиеся поставить в зависимость
от него сами наши действия, пусть надоумят нас, каким
образом объяснить то обстоятельство, что принцип этот
оказывается неприменимым даже к телам. Ибо что имеет
более близкое отношение к телу, как не пол? А между
тем, под одним и тем же созвездием могут быть зачаты
близнецы разного пола. И затем, можно ли что-либо
сказать или подумать бессмысленнее, чем то, что известное
положение звезд, бывшее одинаковым для обоих в час
зачатия, не могло сделать так, чтобы сестра, имевшая с
братом одно и то же созвездие, не имела различного с
ним пола; но то положение звезд, которое было в час их
рождения, могло сделать так, что она столь сильно отли-
чается от него своею девственной святостью.
Глава VII
Далее, кто найдет здравый смысл в стараниях этих
людей создать для своих действий некоторым образом
новые судьбы посредством выбора для них известных дней?
Он, изволите ли видеть, не родился так, чтобы мог иметь
удивительного сына, а скорее так, что должен бы был
родить сына, заслуживающего презрение; а поэтому, как
человек ученый, избирает известный час для соединения
с женою. Таким образом, он создает судьбу, которой не
имел, и действие его дает начало року, которого не было
в его рождении. Замечательная глупость! Выбирается извест-
ный день для женитьбы; делается это, я думаю, для того,
чтобы в противном случае не напасть на недобрый день
и не жениться несчастливо. Куда же девалось в таком
199