Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
одинаковость судеб, то рождающиеся не должны были
изменять этих судеб временем своего рождения. Если же
судьбы близнецов изменяются потому, что они рождаются
в разное время, то почему же не считать эти судьбы уже
изменившимися, так как они родились разновременно? Не
изменяет ли судьбы рождения и воля ^живущих точно
также, как изменяет судьбы зачатия порядок рождающихся?
Глава VI
Но и при самом зачатии близнецов, в котором, несо-
мненно, моменты времени для обоих тождественны, каким
образом происходит так, что один зачинается мужчиной,
а другой — женщиной? Мы ведь знаем близнецов раз-
личного пола: оба они еще живут, оба еще в цветущих
летах. Телесным своим видом, насколько это возможно
при различии пола, они похожи друг на друга, но по
образу и целям жизни весьма между собою различны. Не
говорю о неизбежном различии мужской и женской дея-
тельности, как, например, о том, что один состоит на
службе комита и почти постоянно находится вне своего
дома, а другая живет безвыходно в отеческом доме, в
собственной деревне; но что наиболее удивительно, если
верить роковым предопределениям звезд, и неудивительно
вовсе, если принимать в Соображение человеческую волю
и дары Божий, это — что один женат, а другая — среди
освященных дев; тот родил многочисленное потомство, а
эта и не вступала в брак. Очень ли велико на этот раз
влияние гороскопа?
Сколь оно ничтожно, я показал уже достаточно. Каково
бы оно там ни было, говорят они, оно имеет место при
рождении. Не скажут ли, что и при зачатии? Ведь сово-
купление на этот раз было явно одно: свойство природы
таково, что раз зачавшая женщина не может (до родов)
еще раз зачать; следовательно, близнецы зачинаются в
один и тот же момент. Но может быть, так как они
родились под различным гороскопом, то во время самого
рождения один изменился в мужчину, а другая в женщину?
198