Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/20"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
считал величайшим своим богатством исполнять волю
Господа, следуя которой богател умом, и не огорчился,
потеряв при жизни те вещи, которые должен был бы
потерять вместе со смертью. Те же слабейшие, которые,
хотя и не предпочитали этих земных благ Христу, были,
однако же, с некоторой страстностью привязаны к ним,
те, теряя их, почувствовали, насколько, любя их, грешили.
Ибо они пострадали настолько, насколько подвергли сами
себя скорбям, как сказано об этом в вышеупомянутых
словах апостола. Им нужно было прибавить урок опыта,
так как они долго пренебрегали уроком словесным. Ибо,
когда апостол говорил: "Корень всех зол есть сребролюбие,
которому предавшись, некоторые уклонились от веры...",
и т. д., то осуждал, конечно, пристрастие к богатству, а
не само богатство; потому что в другом месте он дает
такое повеление: "Богатых в настоящем веке увещавай,
чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на
богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все
обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали,
богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
собирая себе сокровище, доброе основание для будущего,
чтобы достигнуть вечной жизни" (I Тим. VI, 17 — 19).
Кто употреблял свое богатство так, те ничтожные убытки
свои покрыли великими прибылями; и были более обра-
дованы тем, что, охотно раздавая, вернее сохранили, чем
опечалены тем, что, боязливо сберегая, легче потеряли.
То могло погибнуть на земле, что было жаль на земле
передавать. Приняв же совет Господа своего, говорящего:
"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа
истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте
себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют
и где воры не подкопывают и не крадут; ибо, где сокровище
ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. VI, 19 — 21), они
в годину бедствия на опыте убедились, как благоразумно
поступили, что не пренебрегли советом правдивейшего
Наставника и вернейшего и непобедимейшего Стража их
сокровища. Если многие радовались, что имели богатства
свои в таких местах, куда не случилось дойти неприятелю,
то не тем ли вернее и беззаботнее могли радоваться они,
18