Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/199"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
сочетания всех планет, в каковых (сочетаниях) предпола-
гается такая сила, что от них зависит и различие судеб:
то каким образом это могло случиться, если их зачатие
не могло произойти в разное время? Если один момент,
в который оба были зачаты, не помешал одному родиться
прежде, а другому после, то почему бы, если бы оба
родились в один и тот же момент, помешало что-либо
одному умереть прежде, а другому после? Если одновре-
менность зачатия дозволяет близнецам во чреве иметь
различный исход, то почему одновременность рождения
не дозволила бы каким-либо двум людям иметь различ-
ный исход, хотя бы этим и разрушались все вымыслы
искусства или, вернее, вздора, о котором идет речь?
Почему, в самом деле, зачатые в одно и то же время, в
один и тот же момент, при одном и том же положении
неба — имеют различную судьбу, которая дает им раз-
личные часы рождения, а двое, одинаково родившиеся в
один и тот же момент времени при одном и том же
положении неба, но от двух матерей, не могут иметь
различной судьбы, которая заставила бы их жить и умереть
различным образом? Или зачатые еще не имеют судьбы
и не могут ее иметь, пока не родятся? В таком случае
зачем утверждают, будто эти вещуны могут многое пред-
сказать, если будет определен час зачатия? Некоторые даже
рассказывают, будто какой-то мудрец специально подобрал
определенный час, чтобы лечь с женою, и вследствие
этого родил удивительного сына.
Наконец, и то обстоятельство, что упомянутые близнецы
одновременно болели, великий астролог, он же и философ
Посидоний объясняет именно тем, что они в одно и то
же время были рождены и в одно и то же время зачаты.
Зачатие он присоединял, конечно, для того, чтобы ему
не сказали, что одновременность рождения несомненно
зачатых в одно и то же время не может считаться
несомненной, и чтобы ту случайность, что они болели
одинаково и вместе, он не вынужден был естественным
образом объяснить одинаковой организацией тел, а мог
одинаковое состояние здоровья поставить в зависимость
от созвездий. Итак, если зачатие имеет такое влияние на
197