Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/198"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава V
Те самые, в которых Гиппократ узнал близнецов, на-
блюдая в качестве врача за их болезнью, которая однов-
ременно у обоих то усиливалась, то отступала, — эти
самые не достаточно ли опровергают приписывающих
звездам то, что зависело от сходства в*телесной орга-
низации? Ибо почему они болели одинаково в одно и то
же время, а не один прежде, другой после, как и родились
(вместе ведь они никоим образом не могли родиться)?
Если же то обстоятельство, что они родились не однов-
ременно, не послужило причиною того, что они болели
в разное время, то на каком основании утверждают, что
разница во времени рождения имеет влияние на различие
в других условиях жизни? Почему бы они могли в разное
время путешествовать, в разное время брать жен, в разное
время рождать детей и так далее, в силу того, что родились
в разное время, но не могли в силу того же самого и
болеть в разное время? Ведь если относительное замедление
рождения изменило гороскоп и внесло различия в другие
условия жизни, то почему же в отношении болезней
осталось в силе то тождество, которое имело место при
одновременности зачатия? А если причины, роковым обра-
зом определяющие здоровье, кроются в зачатии, а причины,
определяющие другие обсто5цельства жизни, считаются
зависящими от рождения, то они не должны на основании
наблюдения созвездий в момент рождения давать какие-
либо предсказания относительно здоровья, коль скоро час
зачатия не подлежит их наблюдению. Если же, не наблюдав
гороскопа зачатия, предсказывают болезни на том осно-
вании, что на них указывают моменты рождения, то каким
образом они на основании часа рождения предсказали бы
какому-либо из упомянутых близнецов время, когда он
заболеет, коль скоро и другой, не имевший того же самого
часа рождения, должен был заболеть одновременно с ним?
Затем спрашиваю: если разница во времена рождения
близнецов имеет такое важное значение, что по причине
ее они должны находиться под различными созвездиями
и потому иметь различный гороскоп, а с ним и различные
196