Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
когда или что кушать?). Но разве мы говорим о таких
вещах, когда указываем множество и весьма важных раз-
личий в нравах, деятельности и случайностях жизни близ-
нецов?
Глава IV
По свидетельству древней истории, родились два близ-
неца (я остановлюсь только на особо выдающихся случаях)
один после другого так, что второй держал ступню первого.
А между тем в жизни и нравах их была такая противо-
положность, в действиях такое различие, в родительской
любви к ним такое несходство, что все это сделало их
врагами. Такого ли рода это несходство, что когда один-де
ходил, другой сидел; или когда один спал, другой бод-
рствовал; или когда тот говорил, этот молчал? Подобные
вещи относились бы к тем мелочам, которых не могут
отметить определяющие положение звезд, под которым
каждый рождается, и на основании которого математики
дают свои ответы. Но один из них был за плату в рабстве,
другой не был рабом; одного любила мать, другого не
любила; один потерял честь, которая считалась у них
великой, другой приобрел ее. А какое различие в том,
что касается жен, сыновей, имущества? Итак, если это
зависит от тех незначительных промежутков времени, ко-
торыми отделяются друг от друга (при рождении) близнецы,
и не определяется созвездиями, то на каком основании
подобные вещи предсказываются, когда рассматриваются
созвездия других (не близнецов)? Если же предсказываются
на том основании, что относятся не к неуловимым мо-
ментам, а к определенным пространствам времени, воз-
можным для наблюдения и отметки, то причем здесь
гончарное колесо? Или притом, чтобы с его помощью
кружить глиняные головы людей и не давать им возмож-
ности убедиться в пустословии математиков?
195